Настройки внешнего вида

Размер шрифта:
Цветовая схема:
  • Главная
  • Мероприятия
  • Рекомендации волонтеру – интервьюеру к проведению интервью и оформлению воспоминаний

02.03.2022

Рекомендации волонтеру – интервьюеру к проведению интервью и оформлению воспоминаний

Рекомендации волонтеру – интервьюеру к проведению интервью и оформлению воспоминаний

Составитель Л.А. Полякова,
канд. исторических наук, зав.музеем
истории высшего педагогического
образования Кузбасса КГПИ «КемГУ»

Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников Ленинграда, малолетников узников фашистских концлагерей, Детей войны – бесценный источник для изучения истории войны, сохранения исторической памяти народа, формирования гражданско-патриотических качеств и активной жизненной позиции молодежи.

Сохранение исторического наследия в форме устных историй - воспоминаний в нашем Центре устной истории «Диалоги с прошлым»  при Музее истории высшего педагогического образования Кузбасса с помощью оцифровки позволит создать единую Базу данных – архива устных воспоминаний горожан об участии в военных действиях и о жизни в военное время.

Проведение успешного интервью с респондентами – пожилыми людьми требует определенных правил.

  1. Интервью проводят два волонтера при участии взрослого консультанта. Это позволит разделить между интервьюерами функции устного собеседника и ведущего фото/видеосъемку.
  2. Всегда начинайте с предварительного интервью. В идеале предварительное интервью нужно провести за день-два до настоящего исследовательского интервью. Для чего это нужно?
  • Предварительное интервью позволит Вам познакомиться с собеседником (респондентом) и с теми вопросами, о которых Вы будете говорить.
  • Оно даёт Вам и Вашему респонденту возможность привыкнуть друг к другу и к ситуации интервью.
  • Предварительное интервью позволяет сэкономить время, т.к. на этой стадии Вы можете найти интересные моменты, на которых, возможно, следует остановиться в основном интервью.
  • Уважайте человека, с которым Вы проводите интервью. Вполне нормально, если во время предварительного интервью человек не захочет ответить на все Ваши вопросы. Не давите. Ключ к успешному интервью заключается в создании доверительной и дружеской атмосферы с самого начала и во время записи. Отношения респондента и интервьюера основываются на первом контакте. Во время проведения интервью необходимо балансировать между фамильярным и чересчур официальным стилем, чувствуйте и выказывайте уважение и дружеское участие к человеку, который рассказывает Вам о своей жизни.
  1. Заранее подготовьте список вопросов и покажите или озвучьте по телефону вопросы своему собеседнику до того, как Вы будете записывать. Это позволит ему подумать об ответах и задать самому Вам вопросы до того, как Вы начнёте.
  2. После получения согласия на интервью  интервьюер должен подготовить и принести на встречу паспорт для интервью (cм. прикреплённый документ ниже - в конце статьи). Паспорт необходим для формализации характеристики респондента и дальнейшей аналитической работы с материалами интервью.
  3. Особенно важно получить согласие собеседника на разглашение содержания. Если ваш собеседник основывается на собственных документах, фотографиях, материалах и/или из газет и журналов, как-то связанных с обсуждаемыми темами, важно сделать копии этих исторических источников и внести эту информацию в содержательную часть интервью. В данном случае необходимо также получить разрешение на использование этих документов в открытом доступе.
  4. Делайте заметки. Всегда имейте под рукой принадлежности для письма. Проговаривая свою историю, особенно, то, что касается прошлого, Ваш интервьюируемый всегда может отвлечься. Вы не хотите останавливать эти отступления, но не хотите и сбиться с темы. Ваши заметки помогут Вам вернуться назад и задать нужные вопросы, которые вернут нить повествования. Заметки помогут Вам также сформулировать хорошие уточняющие вопросы.
  5. Диктофонная запись позволит более точно и подробно изложить беседу с ветераном. Но диктофонная запись должна быть опять же с согласия респондента
  6. Установите временные пределы. Определив время, когда интервью должно завершиться, Вы сможете сосредоточиться на предмете, а также оценить, как продвигается интервью. К тому же проведение длительного интервью с пожилыми людьми может быть затруднительно для них, и здесь самоограничение по времени также может помочь.
  7. К тексту интервью приложите копию фотографий (или оригинал) респондента желательно военного времени и современную, копию документов, наград из семейного архива (сфотографировать самим).
  8. Фотографирование и видеосъемка беседы желательны и даже обязательны (с согласия респондента), также как Ваша фотография на память с ветераном.
  9. Обработать данные нужно по свежим следам, ибо по прошествии времени зачастую трудно восстановить содержание беседы.
  10. Обязательно после обработки данных интервью в виде повествования или в виде вопросов и ответов нужно показать научному консультанту и обязательно (!) ветерану.
  11. Все страницы окончательного текста следует подписать у респондента, и самому подписаться на последней странице воспоминаний.
  12. Подготовленный материал в виде файла на флеш-накопителе в редакторе Word, в формате А4, шрифтом Times New Roman, с отступами от краев – сверху, снизу и справа по 1 см, а слева 2 см передается научному консультанту/руководителю.
  13. Распечатанный текст воспоминаний размещают в прозрачную папку – мультифору с перфорацией слева и местом закладки сверху.
  14. В конце воспоминаний отдельным абзацем через две пробельные строки должны быть указаны данные об интервьюере:
  • Ф.И.О. студента – интервьюера;
  • № курса, факультет, учебное заведение;
  • № мобильного телефона;
  • Число, месяц, год проведения интервью;
  • Подпись интервьюера.

Паспорт для интервью

Составитель Л.А. Полякова,
канд.исторических наук, зав.музеем
 истории высшего педагогического
образования Кузбасса КГПИ «КемГУ»

РЕСПОНДЕНТ

  • Ф.И.О.
  • Адрес и контакты
  • Образование (начальное, среднее, средне-специальное, высшее)
  • Профессия, краткий список должностей
  • Согласие на публикацию интервью; доступ к информации(открытый, закрытый, анонимное интервью)

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРВЬЮ

  • Общее время и число встреч, ушедшее на интервью
  • Тип записи (аудио, видео,, запись под диктовку)
  • Документы и дополнительные материалы или их копии (тексты, фотографии, газетные/журнальные статьи и др.) - перечислить
  • Место, где проходило интервью (дома у респондента, в музее, в другом месте)
  • Основное содержание интервью (краткий список тем и вопросов)
  • Отношение респондента к вопросам, его готовность давать интервью

ЛИЦО, ПРОВОДИВШЕЕ ИНТЕРВЬЮ (Ф.И.О., уч.заведение, факультет, курс, группа)

  • Предложения и замечания волонтера-интервьюера
  • Дата проведения интервью

Контакты

Полякова Людмила Александровна,
канд.истор.наук, зав.музеем истории
Высшего педагогического образования
Кузбасса КГПИ «КемГУ»
e-mail – grottopla@mail.ru
т.м. 8-961-706-53-53
#ЦентрУстнойИстории#Президентскиегранты

Адрес: г. Новокузнецк, Пр. Пионерский, 13. (Корпус № 2 КГПИ КемГУ)

Телефон: +7 961-706-53-53